Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

История села

Село Сосновка расположено на левом берегу р. Белая .Основано село в 1945 году в связи с переходом сельскохозяйственной артели «Нура» из спецпоселка Нура на новую территорию. В село были перевезены также семьи репрессированных из поселков Кузьелга, Картали.

В 1946 году открыт филиал Ломовской школы для начальных классов (1-ая учительница — З.Д. Харитонова). В 1949 году школа была реорганизована в 7-летнюю (1-ый директор — М.П. Масленникова); долгие годы проработала в школе заслуженный учитель БАССР О.М. Масленникова.

В годы советской власти Сосновка и ближние деревни были объединены в колхоз «Заря»; колхоз был передовым и носил звание миллионера.

На сегодняшний день в селе имеются сельская администрация (глава администрации — Азамат Киньябулатович Мухамедьяров), общеобразовательная школа (директор — Портнова Людмила Ивановна), амбулатория, детский сад (филиал 1-го детского сада «Тополек» с.Железнодорожный), сельский многофункциональный клуб, библиотека.

Проживает в селе около 900 человек. В Сосновке снимали эпизоды телевизионного фильма «Вечный зов».

Из истории

Докладная

(печатается без изменений)

Сельхозартель т/поселка Нура организована в апреле месяце 1932 года. Состоит из членов трудящихся артели Нура, где и называется артель. Имеет целью обеспечивания потребностей и нужд населения, а также учреждения местной базы, как-то больница, детясли, детсада и прочие.

На 1-ое января с/г имеется членов семейств 299 в них душ 1181, в том числе трудоспособных от 16 лет и старше 443, подростков от 12 до 16 лет 214. Из общего числа дворов находящихся в артели 28 семейств.

Роды занятия артели: хлеборобство, животноводство и прочие работы по растениеводству, засевали зерновые культуры:

пшеница, рожь, картофель, корнеплоды, в распределение входило только картофель и продукты животноводства реализовывались среди населения и учреждений поселка. Также имеются подсобные заработки — кирпичное заведение в летний сезон, пимокатная мастерская, пошивочная и извозом на лошадях в течении прошлых лет работы производились на трудодни, а содержаемый административный аппарат на денежном окладе, что практикуется на данный момент. артель имеет земельные угодья при Нуре по правому течению реки Нура 240 га пахотной земли в границах: с правой стороны землей Нура и Ломовкой и восточной стороны землей совхоза № 1. Кроме того артель имеет особый участок под названи ем «Арский камень» в 12 км. Где имеются жилые дома, конный и скотный дворы, там же имели при приеме указанного участка пахотные земли до 230 га, а в 1936 году этот участок земли через Райземотдел перешел артели. В данное время кроме указанной прочей земли на участке «Арский камень» и вообще, как выгоном равно и сенокосными угодьями артель пользуется уже по отведенными по разнарядкам лесхоза.

По сообщению Исторического Архива данная докладная председателя сельхоз артели т/пос. Нура Белорецкого района за 1939 год.

Начало — «Домзак»

(из материалов, собранных Г.С.Исанбаевой)

В тридцатых годах на месте сегодняшнего села Сосновка был так называемый «Домзак» — дом заключенных. Стояло шесть охраняемых домиков, в которых жили раскулаченные семьи. Это было подсобным хозяйством лагеря «Нура» для репрессированных, расположенном на территории нынешнего пос.Нура.

Жители «Домзака» откармливали для лагеря «Нура» свиней, выращивали овощи, содержали коров и разводили кроликов.

В связи с этим организуется ферма «Нура», а в 1933 году начинают заниматься посевными зерновых культур, где привлекается транспорт Белорецкого металлургического комбината. На базе фермы базируются вокруг фермы населенные пункты старая Ятва, деревня Рысыкаево. Из фермы организуют сельхозартель «Нура».

С 1933 по 1945 год организуется три сельхозартели: «Урал» — д.Рысыкаево, «Красная звезда» — д.Новобельск, «Нура» — с.Сосновка. Жители всех трех артелей относились к ломовскому сельсовету.

Сельхозартели «Юндус» — д.Хусаиново, «Янги-Юл» — д.Уткалево, «10 лет Башкирии» — д.Шигаево.

В порядке укрепления и укрупнения в 1950 году первые три артели объединяются и называются им.»Молотова» с центром в селе Сосновка, вторые три артели объединяются и называются им.»Маленкова» с центром в Шигаево, жители относятся к Шигаевскому сельсовету.

После слияния этих двух сельхозартелей им «Маленкова» — Шигаевского сельсовета и им.»Молотова» Ломовского сельсовета образуется колхоз «Заря» с центром в селе Сосновка, Сосновского сельсовета.

Сосновских спецпереселенцев спасала только вера в жизнь

#Книга_памяти_Белорецкий_район

Сегодня здесь ничего не напоминает о страшных годах. Разве что этот домик в центре Сосновки, размером с небольшую баню. Его толком даже не видно среди добротных строений, но каждый селянин знает его историю. У жительницы Сосновки Надежды Богдановой с ним связаны детские воспоминания.

Избушка на три семьи

— Жили мы здесь три семьи. На одной половинке – Смоляковы, в другой – мы втроём: папа, мама и я (старшие дети к тому времени жили отдельно) и ещё Харрас бабай с женой. Если честно, это я звала дедушку именно так, по фамилии, а имени его не помнила. Жили дружно, как одна семья. Харрас бабай меня только дочкой и называл. Добрые были люди. Сейчас даже сложно представить, как это в одной крохотной комнатушке могут жить две семьи. Притом что мама моя, что Харрас бабай были религиозными людьми. До сих пор перед глазами: мама у иконы молится, а Харрас бабай там же рядышком намаз читает… – Надежда Петровна вздыхает, вспоминая те времена. Беда объединяла и русских, и башкир, и татар.
Сама Надежда Петровна родилась в спецпосёлке. Именно туда в тридцатые годы выслали отца после уфимской тюрьмы. Пётр Семёнович до самой смерти так и не понял, за что же его всё-таки арестовали. Сначала он оказался в спецпосёлке, который значился как Капкалка, а в народе именовался “капканка”. Действительно, настоящим капканом оказался барачный посёлок, окружённый забором из колючей проволоки. Мама Надежды Петровны с красивым старинным русским именем Нинила вместе с двумя детьми шести и четырёх лет от роду приехала к мужу в Капкалку, хотя могла и остаться у себя на родине.
— Папа, наверное, был прав, когда говорил, что мама его спасла, вернула веру в жизнь, — рассказывает Надежда Петровна.
Она до сих пор удивляется, как они выжили. На семью выдавали килограмм сто двадцать граммов муки, столько же сухой моркови, капусты и картофеля, пятьдесят граммов соли. Полученные продукты Нинила Игнатьевна тщательно очищала от червей и делила на семь частей по количеству дней недели. Это были голодные годы, в спецпосёлке люди умирали сотнями. Потом в их жизни была Кузъелга, тоже спецпосёлок. Чуть погодя пайковое обеспечение улучшилось, нормы увеличились, мор прекратился. Незыблемыми оставались колючая проволока, вооружённая охрана, собаки…
Что особенно удивило меня в рассказе Надежды Петровны, так это то, что простой плотник из Белокатайского района, репрессированный по непонятным причинам, обладал поистине христианским смирением. Он до конца своих дней не держал обиду на Советскую власть.

Раскулачили за швейную машинку

Тогда на месте нынешнего пригорода Белорецка располагался так называемый Домзак – дом заключённых. Раскулаченные семьи жили в шести бараках за колючей проволокой. Ссыльные находились под наблюдением работников комендатуры, без разрешения никто не имел права покидать место жительства. Домзаковцы откармливали свиней, выращивали овощи, содержали коров, разводили кроликов. Жительница села Галима Исанбаева много сил вложила в изучение истории села, даже создала музей, а другая жительница села Гульсум Мустафина выпустила книгу, посвящённую Сосновке, — “Земли моей минувшая судьба”.
Она рассказывает, что здесь обосновались спецпереселенцы не только из Кузъелги, но и из сельхозартели ”Нура” – требовались рабочие руки для расширяющегося производства. И именно сосновская бригада стала основой колхоза-миллионера “Заря”, впоследствии ставшего одним из самых передовых хозяйств Белорецкого района. Что уж говорить, люди здесь действительно были трудолюбивые, с настоящей кулацкой жилкой.
Узнавая про судьбы репрессированных от Гульсум Мустафиной, поражаюсь – среди них нет особо зажиточных семей. Взять хотя бы Зариповых из Бураевского района. Хозяин семьи – портной, супруга – домохозяйка, всего девять человек. Лошадь, корова, шесть овец, три улья, швейная машинка – вот и все богатство, за которое они поплатились.
Никифоровых из Бижбулякского района раскулачили осенью 1930 года. Семья также состояла из девяти человек, в том числе семерых детишек мал мала меньше. Тоже обычные трудяги. Сначала оказались в Кузъелге, а потом уже в Сосновке.
— Наша мама три раза пыталась сбежать, но спецпосёлок хорошо охранялся, ничего не получалось, — это из воспоминаний Анфисы Никифоровой.

Тесто под кофтой

Мотив раскулачивания семьи Хуснутдиновых из деревни Хусаиново Белорецкого района по тем временам очень банальный – родственники муллы. В семье было пять девочек и столько же мальчиков. Семью репрессировали в 1931 году. Хозяина дома Зияетдина Хуснулловича забрали ночью, даже не дали попрощаться с родными. В 1932 году забрали и хозяйку Хасбиямал Мухитдиновну.
— В это время она месила тесто, даже вымыть руки не дали, не то что взять вещи. Разве что комок теста успела упрятать под грудь. Затем как-то ей удалось передать этот комочек теста местной жительнице. Та из него испекла хлеб и принесла в сборный пункт, но передать его не разрешили. Супругам никакие судебные или иные решения не предъявляли и не показывали. Сначала они оказались в Нуримановском районе. В 1937 году семь семей совершили побег. Шли днем и ночью, выбились из сил, но вернулись в родное Хусаиново. Хасбиямал апай сильно болела, и ей все время мерещилось, что за ними гонятся. Увы, не только мерещилось – всех снова арестовали и отправили в спецпосёлок “Нура”, а затем они оказались в Сосновке, — рассказала Гульсум Мустафина.
И таких историй Сосновка знает много…

P.S. Каждый год 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, мы всей семьёй вспоминаем нашего дедушку-прадедушку. Он был глубоко религиозным человеком, вся его вина была в том, что, когда начали разрушать мечеть, в сердцах сказал: “Вот увидите, религия еще вернётся”. Сосед донес. Умер в тюрьме. Мы даже не знаем, где он похоронен…

Автор: Аниса ЯНБАЕВА.

(Материал из КНИГИ ПАМЯТИ жертв политических репрессий на территории Белорецкого района Республики Башкортостан
Автор-составитель: Мавлит Каримов. 2022 год.)

Сегодня здесь ничего не напоминает о страшных годах. Разве что этот домик в центре Сосновки, размером с небольшую баню. Его толком даже не видно среди добротных строений, но каждый селянин знает его историю. У жительницы Сосновки Надежды Богдановой с ним связаны детские воспоминания.

Избушка на три семьи

— Жили мы здесь три семьи. На одной половинке – Смоляковы, в другой – мы втроём: папа, мама и я (старшие дети к тому времени жили отдельно) и ещё Харрас бабай с женой. Если честно, это я звала дедушку именно так, по фамилии, а имени его не помнила. Жили дружно, как одна семья. Харрас бабай меня только дочкой и называл. Добрые были люди. Сейчас даже сложно представить, как это в одной крохотной комнатушке могут жить две семьи. Притом что мама моя, что Харрас бабай были религиозными людьми. До сих пор перед глазами: мама у иконы молится, а Харрас бабай там же рядышком намаз читает… – Надежда Петровна вздыхает, вспоминая те времена. Беда объединяла и русских, и башкир, и татар.
Сама Надежда Петровна родилась в спецпосёлке. Именно туда в тридцатые годы выслали отца после уфимской тюрьмы. Пётр Семёнович до самой смерти так и не понял, за что же его всё-таки арестовали. Сначала он оказался в спецпосёлке, который значился как Капкалка, а в народе именовался “капканка”. Действительно, настоящим капканом оказался барачный посёлок, окружённый забором из колючей проволоки. Мама Надежды Петровны с красивым старинным русским именем Нинила вместе с двумя детьми шести и четырёх лет от роду приехала к мужу в Капкалку, хотя могла и остаться у себя на родине.
— Папа, наверное, был прав, когда говорил, что мама его спасла, вернула веру в жизнь, — рассказывает Надежда Петровна.
Она до сих пор удивляется, как они выжили. На семью выдавали килограмм сто двадцать граммов муки, столько же сухой моркови, капусты и картофеля, пятьдесят граммов соли. Полученные продукты Нинила Игнатьевна тщательно очищала от червей и делила на семь частей по количеству дней недели. Это были голодные годы, в спецпосёлке люди умирали сотнями. Потом в их жизни была Кузъелга, тоже спецпосёлок. Чуть погодя пайковое обеспечение улучшилось, нормы увеличились, мор прекратился. Незыблемыми оставались колючая проволока, вооружённая охрана, собаки…
Что особенно удивило меня в рассказе Надежды Петровны, так это то, что простой плотник из Белокатайского района, репрессированный по непонятным причинам, обладал поистине христианским смирением. Он до конца своих дней не держал обиду на Советскую власть.

Раскулачили за швейную машинку

Тогда на месте нынешнего пригорода Белорецка располагался так называемый Домзак – дом заключённых. Раскулаченные семьи жили в шести бараках за колючей проволокой. Ссыльные находились под наблюдением работников комендатуры, без разрешения никто не имел права покидать место жительства. Домзаковцы откармливали свиней, выращивали овощи, содержали коров, разводили кроликов. Жительница села Галима Исанбаева много сил вложила в изучение истории села, даже создала музей, а другая жительница села Гульсум Мустафина выпустила книгу, посвящённую Сосновке, — “Земли моей минувшая судьба”.
Она рассказывает, что здесь обосновались спецпереселенцы не только из Кузъелги, но и из сельхозартели ”Нура” – требовались рабочие руки для расширяющегося производства. И именно сосновская бригада стала основой колхоза-миллионера “Заря”, впоследствии ставшего одним из самых передовых хозяйств Белорецкого района. Что уж говорить, люди здесь действительно были трудолюбивые, с настоящей кулацкой жилкой.
Узнавая про судьбы репрессированных от Гульсум Мустафиной, поражаюсь – среди них нет особо зажиточных семей. Взять хотя бы Зариповых из Бураевского района. Хозяин семьи – портной, супруга – домохозяйка, всего девять человек. Лошадь, корова, шесть овец, три улья, швейная машинка – вот и все богатство, за которое они поплатились.
Никифоровых из Бижбулякского района раскулачили осенью 1930 года. Семья также состояла из девяти человек, в том числе семерых детишек мал мала меньше. Тоже обычные трудяги. Сначала оказались в Кузъелге, а потом уже в Сосновке.
— Наша мама три раза пыталась сбежать, но спецпосёлок хорошо охранялся, ничего не получалось, — это из воспоминаний Анфисы Никифоровой.

Тесто под кофтой

Мотив раскулачивания семьи Хуснутдиновых из деревни Хусаиново Белорецкого района по тем временам очень банальный – родственники муллы. В семье было пять девочек и столько же мальчиков. Семью репрессировали в 1931 году. Хозяина дома Зияетдина Хуснулловича забрали ночью, даже не дали попрощаться с родными. В 1932 году забрали и хозяйку Хасбиямал Мухитдиновну.
— В это время она месила тесто, даже вымыть руки не дали, не то что взять вещи. Разве что комок теста успела упрятать под грудь. Затем как-то ей удалось передать этот комочек теста местной жительнице. Та из него испекла хлеб и принесла в сборный пункт, но передать его не разрешили. Супругам никакие судебные или иные решения не предъявляли и не показывали. Сначала они оказались в Нуримановском районе. В 1937 году семь семей совершили побег. Шли днем и ночью, выбились из сил, но вернулись в родное Хусаиново. Хасбиямал апай сильно болела, и ей все время мерещилось, что за ними гонятся. Увы, не только мерещилось – всех снова арестовали и отправили в спецпосёлок “Нура”, а затем они оказались в Сосновке, — рассказала Гульсум Мустафина.
И таких историй Сосновка знает много…

P.S. Каждый год 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, мы всей семьёй вспоминаем нашего дедушку-прадедушку. Он был глубоко религиозным человеком, вся его вина была в том, что, когда начали разрушать мечеть, в сердцах сказал: “Вот увидите, религия еще вернётся”. Сосед донес. Умер в тюрьме. Мы даже не знаем, где он похоронен…

Автор: Аниса ЯНБАЕВА.

(Материал из КНИГИ ПАМЯТИ жертв политических репрессий на территории Белорецкого района Республики Башкортостан
Автор-составитель: Мавлит Каримов. 2022 год.)

© Э. Ф. Рязанова 1
О ЧЕМ МОГУТ РАССКАЗАТЬ ВОРОТА В СЕЛАХ БАШКИРИИ?
ДЕКОРИРОВАНИЕ ВОРОТ КАК АКТ ВЫРАЖЕНИЯ
ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье анализируется трансформация строительства деревенских ворот
в Республике Башкортостан с 1960 г. до наших дней. Автором использовались
такие научные методы как полевое этнографическое наблюдение и неформа-
лизованное интервью с местными жителями. Актуальность данной статьи
заключается в том, что в связи с появлением новых строительных матери-
алов башкирское деревянное зодчество постепенно утрачивается. Основной
задачей исследования было стремление выяснить, почему для жителя баш-
кирского села так важно декорировать экстерьер ворот и дома. Какую функ-
цию несут в себе ворота? Автор приходит к выводу, что ворота являются
не только архитектурной постройкой, но и средством выражения персональ-
ной идентичности башкир.
Ключевые слова: ворота, Башкирия, деревянное зодчество, этническая
идентичность, персональная идентичность, народная архитектура
Ссылка при цитировании: Рязанова Э. Ф. О чем могут рассказать ворота
в селах Башкирии? Декорирование ворот как акт выражения персональной
идентичности // Вестник антропологии. 2023. № 2. C. 112–123.
UDC 39
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-2/ 112-123
Original article
© Elvina Riazanova
WHAT CAN THE GATES IN THE VILLAGES OF BASHKIRIA
TELL ABOUT? GATE DECORATION AS AN ACT OF EXPRESSING
PERSONAL IDENTITY
This article analyzes the transformation of the village gates construction from 1960
to the present day in the Republic of Bashkortostan. The author used the methods of
field ethnographic observation and unstructured interview. The relevance of this article
lies in the fact that due to the emergence of new building materials, the Bashkir
Рязанова Эльвина Фаритовна — к. и. н., научный сотрудник Центра европейских исследо-
ваний, Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая
РАН (Российская
Федерация, 119334 Москва, Ленинский просп., 32А). Эл. почта: e.ryazanova@iea.ras.ru

  • Работа выполнена в рамках Плана научно-исследовательских
    работ ИЭА РАН.

    wooden architecture is gradually being lost. The author’s main task was to find out
    why it is so important for a resident of a Bashkir village to decorate the exterior of
    the gate and the house. What is the function of the gate? The author comes to the
    conclusion that the gate is not only an architectural structure, but also a means of
    expressing the personal identity for the Bashkirs.
    Keywords: gates, Bashkiria, wooden architecture, national identity, personal
    identity, folk architecture
    Author info: Riazanova, Elvina F. — Ph.D. in Hist., Researcher, the Russian Academy
    of Sciences N. N. Miklouho-Maklay
    Institute of Ethnology and Anthropology
    (Moscow, Russian Federation). E-mail: e.ryazanova@iea.ras.ru
    For citation: Riazanova, E. F. 2023. What Can the Gates in the Villages of Bashkiria
    Tell About? Gate Decoration as an Act of Expressing Personal Identity. Herald
    of Anthropology (Vestnik Antropologii). 2: 112–123.
    Funding: The study was carried out as a part of the research plan of the Russian Academy
    of Sciences N. N. Miklouho-Maklay
    Institute of Ethnology and Anthropology.
    Введение
    Идея данного исследования появилась около пяти лет назад. Когда я приезжала
    на малую родину к бабушке и дедушке (к сожалению, их нет в живых), в башкирскую
    деревню Рысыкаево на Южном Урале, то могла наблюдать, что многие деревянные
    ворота из моего детства исчезают. Казалось, что с ушедшим поколением стариков
    уходит и культура строительства ворот. Данная тенденция характерна не только для
    одного населенного пункта, она встречается повсеместно и в других башкирских
    деревнях и селах. Этим летом я провела полевое исследование в д. Рысыкаево Бело-
    рецкого района Республики Башкортостан методом включенного наблюдения и по-
    луформализованных интервью. Целью исследования было, во‑первых, стремление
    (методом фотосъемки) зафиксировать сохранившиеся ворота, во‑вторых, ответить
    на следующие вопросы:
  1. Ворота — это элемент культуры башкирского народного зодчества, посред-
    ством которых выражались художественные фантазии народа, как мастера;
  2. Ворота — это часть архитектурной постройки, которая выполняет опреде-
    ленную функцию, например, это защита дома от посторонних людей и крупного
    рогатого скота;
  3. Либо же ворота — это конструкция традиционной культуры, функционирующая
    как часть архитектурной постройки и некое полотно для реализации творческих идей.
    Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер в своем труде «Города и на-
    роды» особое место уделил крестьянскому дому. В 1922 г. он писал, что будущие
    исследователи должны изучить историю дома и его породу. По мнению ученого,
    крестьянский вид постройки не зависит от модных тенденций, культурных веяний
    и изменений в обществе. (Шпенглер 1991: 24). Если в крупных городах застройки
    проводятся по архитектурному плану, дома и виллы обеспеченных горожан стро-
    ят архитекторы, то в деревне застройка обычно происходит хаотично. Деревен-
    ский житель является архитектором, дизайнером и строителем в одном лице. Верно
    утверждение О. Шпенглера, что «крестьянский дом в соотношении с темпом лю-
    бой истории искусства «вечен», как и сам тип крестьянина» (Шпенглер 1991: 25).
    Рязанова Э. Ф. О чем могут рассказать ворота в селах Башкирии?
    114 Вестник антропологии, 2023. № 2
    Этот факт говорит еще и том, что если город более сильно повержен влиянию моды,
    то деревня — это статичный институт. Более того, в связи с тем, что у деревенского
    жителя всегда было меньше финансовых средств, он старался строить свое жилище
    качественно, с надеждой, что дом дольше прослужит и будет меньше требовать эко-
    номических вложений.
    В отечественной историографии имеется обширный блок исследований, посвя-
    щенных деревянному зодчеству (Бодэ 2012) и крестьянскому дому (Пермиловская
    2010), но как правило, данные работы затрагивают регион Русского Севера. О де-
    коре жилого башкирского дома упоминается, например, в монографии «Народное
    творчество башкир» (Бикбулатов, Кузеев 1976). Однако, современных исследова-
    ний, посвященных башкирскому деревянному зодчеству, особенно именно воротам,
    в российской историографии не встречается, что несомненно придает актуальности
    данной теме.
    Еще одной причиной исследовательского интереса является замеченная мною
    закономерность. Если сравнивать народную архитектуру Русского Севера и терри-
    торию Башкирии, то можно увидеть главное отличие, что постройки, а именно воро-
    та, изгородь сада и наличники домов в Р. Башкортостан обычно покрашены, красят
    ворота и другие архитектурные элементы дома также в Р. Татарстан. Имеется ввиду
    типичный облик деревни. В Р. Башкортостан и в Р. Татарстан, как правило каждый
    дом покрашен. Исключение составляют единичные домовладения, где краску не ис-
    пользуют. На Русском Севере и в алтайской деревне, наоборот, исключение состав-
    ляют обычно крашенные дома, а все остальные домовладения имеют темный цвет,
    так как дерево со временем темнеет.
    Идея башкирского дома проста, казалось, что она не признает пространственных
    и временных изменений. Башкирский дом, его деревянные ворота, выглядели одина-
    ково в 1960‑е, 1970‑е, в 1990‑е, в 2000‑е годы. Но в 2010‑е башкирские деревенские
    ворота резко начали трансформироваться. Жители деревень стали сносить деревян-
    ные ворота и использовать в строительстве профилированный лист. Профилирован-
    ный лист — это строительный материал из металла (цинка или алюминия), кото-
    рый обычно используется в кровельных работах. Лист покрыт тонким защитным
    цветным слоем, что дает возможность выбрать цвет (зеленый, красный, синий и т.
    д). Сначала ворота поменяли жители, которые экономически могли позволить себе
    купить новый строительный материал, постепенно ворота начали менять все боль-
    ше людей, в настоящее время ворота планируют поменять многие жители. По их
    мнению, дом «немодный», ведь дерево — это пережитки прошлого, но есть и другие
    жители, которые осознано не разрывают традиции и связь с прошлым.
    География и архитектура
    Белорецкий район географически находится на возвышенной части Южного
    Урала, с востока расположен хребет Уралтау, к западу вдоль долины реки Агидель
    (Белой) протянулся хребет Аваляк с горным массивом Большой Иремель (1582 м) и
    хребет Бакты с горным массивом Ямантау (1640 м). Белорецкий район считается
    самым лесным в республике. Естественно здесь дерево издавна используется как
    основной строительный материал для возведения стен жилых и не жилых построек.
    Более того, лес богат на разные породы деревьев, как хвойные:
    сосна, лиственница,
    Рязанова Э. Ф. О чем могут рассказать ворота в селах Башкирии? 115
    ель, так и лиственные: дуб, береза и осина. Деревня Рысыкаево находится в долине
    горных хребтов, у подножья горы Арвяк-Рязь
    (1068 м). Красота лесов и пейзажей,
    табуны лошадей, овечек, пшеничные поля в симфонии с деревянными украшенны-
    ми разноцветными домами создают некую атмосферу маленькой уютной театраль-
    ной декорации.
    Рис. 1. Деревня Рысыкаево. Июль,
  4. Фото Э. Ф. Рязановой.
    В башкирской архитектуре
    на фасадах жилых домов и ворот
    традиционно было множество рез-
    ных деревянных деталей, которые
    и определяли художественный об-
    лик постройки. Так как большинство
    мужского населения трудилось в кол-
    хозах, то в деревнях, как правило,
    не было мастеров, которые специализировались бы только на плотничестве. Хозяин
    дома в свободное от работы время трудился у себя во дворе, занимался строитель-
    ством, а остальное время работал в колхозе или на сенокосе для собственного под-
    собного хозяйства. Резьба по дереву для многих мужчин являлось хобби и проведе-
    нием свободного времени. Навыки работы с деревом передавались от отца к сыну.
    Рис. 2. Ворота с датировкой. Июль,
  5. Фото Э. Ф. Рязановой.
    На моей памяти многие ворота
    в деревне Рысыкаево датировались
    1967 г., это было легко проследить,
    так как на воротах ставили дату по-
    стройки, ее вырезали топором на ли-
    цевой части ворот. Если учитывать
    данную датировку и год рождения
    дедушки автора — 1937 г., то получа-
    ется, что ворота строились мужчинами около 30 лет. В то время в деревне было мало
    взрослых мужчин, так как многие погибли на фронте во времена Великой отечествен-
    ной войны.
    До 1967 г. были деревянные ворота, построенные фронтовиками, которые
    не вернулись с фронта, далее их дети ворота меняли на новые в связи с износом.
    По планировке дома и дворовые постройки имеют закрытый тип. Огород был
    сзади дома, спереди располагался дом с воротами, по периметру — постройки для
    скота и хозяйственные блоки, которые были самостоятельными сооружениями, на-
    ходились в отдалении от дома. Посмотреть, что происходит внутри двора посто-
    роннему человеку не получилось бы, так как ворота были высокие, а остальные по-
    стройки наглухо закрывали двор со всех сторон.
    Башкирские ворота представляют из себя тесовую конструкцию с двускатным
    перекрытием. Крыши на воротах защищали их от дождя и гниения, столбы делали
    Вестник антропологии, 2023. № 2
    из дуба, так как дуб относится к долговечным материалам. Такой тип строительства
    ворот был перенят башкирами из русских деревень, находившихся по соседству.
    Башкиры так и называли большие ворота «урыҫ ҡапҡа», что в переводе с башкир-
    ского означает «русские ворота». Были также «бәләкәй ҡапҡа» — маленькие во-
    рота, «гарда ҡапҡа» — ворота для прохода в огород. На воротах вешали подкову,
    традиционный символ защиты дома от зла и привлечения удачи.
    Рассматривая архитектурный
    декор башкирских домов, мы на-
    блюдаем, что не только ворота,
    но и оконные наличники обычно
    украшены деревянными узорами
    с геометрическими мотивами. Са-
    мые распространённые узоры —
    это полукруг, треугольник, ромб,
    розетка. Мастера составляли раз-
    ные композиции из вырезанных ор-
    наментов. Рисунок зависел от вооб-
    ражения каждого мастера.
    История. Праздник «Һаумыһығыҙ ауылдаштар» («Здравствуйте, односельчане»)
    Первое мое включенное наблюдение произошло в 1999 г. В то лето, я гостила в де-
    ревне у бабушки с дедушкой, а они готовились к празднику «Здравствуйте, односель-
    чане». Смысловая нагрузка этого праздника заключается в том, что каждые пять лет
    в деревне проходит встреча всех ее выходцев. В конце праздника организовывается
    конкурс самого нарядного дома, юрты и праздничного стола, победителей выбирает
    жюри. К празднику очень тщательно готовятся, убирают территорию, каждая семья
    приводит в порядок свой двор и убранства дома. Хозяйки каждой улицы накрывают
    общий праздничный стол, где подают национальные блюда — бишмармак и выпеч-
    ку. Каждая улица собирает юрту — как знак уважения прошлому (в давние времена
    башкиры вели полукочевой образ жизни). В центре деревни проходит праздничный
    концерт, на котором выступают местные коллективы и проводятся башкирские на-
    циональные спортивные игры для детей и взрослых.
    Это событие всегда было очень значимым для моих дедушки и бабушки. По моим
    воспоминаниям бабушка ездила в город за различной краской-эмалью,
    дедушка был
    ответственный за установку юрты. Почти все деревянные постройки заново краси-
    лись и украшались. Оконные наличники, изгородь сада, ворота. Менялись деревян-
    ные узоры на новые, обновлялся цвет ворот, придумывался новый орнамент. Каждая
    семья старалась выдумать новый мотив для украшения своего дома. Иногда жители
    обвиняли друг друга в плагиате, если идея копировалась по многих дворам.
    В деревне осуждали тех, кто не готовился к празднику, ведь даже те, кто не имел
    финансовых средств для покупки краски, обходились природными красочными ма-
    териалами. Для этого они ездили на известковый карьер, где самостоятельно добы-
    вали известь, затем ее разводили водой и красили ворота. Известь была с розоватым
    оттенком, поэтому некоторые постройки тех лет имели блекло розовый цвет. Иногда
    Рис. 3. Ворота с резным орнаментом. Июль,
  6. Фото Э. Ф. Рязановой.
    Рязанова Э. Ф. О чем могут рассказать ворота в селах Башкирии?
    известь разводили с раствором бриллиантового зеленого и получали светло зеленый
    оттенок. Если дом был совершенно не покрашен, а имел цвет натурального дерева,
    то его хозяева порицались и считались неблагополучной семьей.
    Моей бабушке тогда было 62 года, а дедушке 63 года. Это важно отметить. Дело
    в том, что это была самая яркая на моей памяти подготовка к празднику, когда полно-
    стью поменялись во всей деревне узоры и орнаменты на воротах. Поколение 1930‑х
    гг. активнее всех последующих поколений украшало свои дома. Вероятнее всего,
    это было связано с тем, что семьи в то время имели примерно одинаковое социаль-
    ное положение, с точки зрения финансового благополучия различие в семьях было
    связано лишь с поголовьем крупного скота. Более состоятельные семьи держали 3–4
    коровы, те, кто победнее не имели в хозяйстве крупного рогатого скота. Поколение
    детей Великой отечественной войны
    много трудилось и имело мало возможностей
    для культурного отдыха. При этом им хотелось выделить свой дом на фоне осталь-
    ных. Каждая семья стремилась как‑то отличиться друг от друга. Вспоминается диа-
    лог моей бабушки (далее по тексту Б) с другой женщиной (далее по тексту Ж).
    Ж: Какой узор будете делать на воротах?
    Б: Думаю, будут цветы.
    Ж: Зачем?
    Б: Как зачем? Вокруг цветы, что может быть, красивее цветов.
    Ж: В том то и дело, кругом цветы, тебе на полях мало цветов. Я буду что‑то
    с орнаментом делать (ПМА 1).
    Из этого диалога становится оче-
    видно, что красота башкирских пейза-
    жей находила отклик в народном твор-
    честве. Очень много ворот в тот год
    сделали с ромашками и васильками.
    Рис. 4. Ишбика Галимьянова с дочерь-
    ми и внуками на празднике «Здрав-
    ствуйте, односельчане» у ворот с рас-
    тительным орнаментом. Июнь, 2006.
    Фото из архива И. Галимьяновой.
    Кроме растительного орнамента,
    встречаются и геометрические узоры.
    Важно понимать, что все узоры де-
    лались посредством простого топора
    и досок, поэтому в зависимости от ма-
    стерства хозяина дома ворота украшал
    сложный рисунок или схематичный.
    Рис. 5. Ворота с геометрическим
    орнаментом. Июль, 2022. Фото
    Э. Ф. Рязановой.
  7. С. 28–40.
    Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. М.: Издательство полити-
    ческой литературы, 1991. 364 c.
    References
    Bode A. B. (ed.). 2012. Russkoye derevyannoye zodchestvo. Proizvedeniia narodnykh masterov
    i vekovye traditsii [Russian Wooden Architecture. Products of Folk Craftsmen and Age-Old
    Traditions]. Moscow: Severnyy palomnik. 630 p.
    Bikbulatov I. V. and R. G. Kuzeyev. 1976. Narodnoye tvorchestvo Bashkir [Bashkir Folk Art]. Ufa:
    BFAN SSSR. 168 p.
    Kimball A. 1992. Russkoye grazhdanskoye obshchestvo i politicheskiy krizis v epokhu velikikh reform
    1859–1863. Velikiye reformy v Rossii. 1856–1874 [Russian Civil Society and Political
    Crisis in the Age of Great Reforms 1859–1863. The Great Reforms in Russia. 1856–1874].
    Moscow: Izdatelstvo Moskovskogo Universiteta. 336 p.
    Permilovskaya A. B. 2010. Krestianskiy dom v folklornom prostranstve Russkogo Severa [The
    Peasant House in the Folklore Space of the Russian North]. Vestnik Vyatskogo Gosudarstvennogo
    Gumanitarnogo Universiteta 3–4: 109–114.
    Sokolovskiy S. V. 2018. Identichnost i identifikatsiya k rasshireniyu programmy antropologicheskikh
    issledovaniya [Identity and Identification to the Expansion of the Anthropological Research
    Program]. Svoi i chuzhiye. Metamorfozy identichnosti na vostoke i zapade Evropy [The Usual
    and the Strangers. Metamorphosis of Identity in East and West Europe]. Moscow: Goryachaya
    liniya-Telekom.
    28–40.
    Spengler, O. 1991. Zakat Evropy. Ocherki mifologii mirovoi istorii [The Decline of Europe. Essays
    on the Mythology of World History]. Moscow: Izdatelstvo politicheskoy literatury. 364 p.

Рис. 1. Деревня Рысыкаево. Июль,

  1. Фото Э. Ф. Рязановой.

Рис. 2. Ворота с датировкой. Июль,

  1. Фото Э. Ф. Рязановой.

Рис. 3. Ворота с резным орнаментом. Июль,

  1. Фото Э. Ф. Рязановой.

Рис. 4. Ишбика Галимьянова с дочерь-
ми и внуками на празднике «Здрав-
ствуйте, односельчане» у ворот с рас-
тительным орнаментом. Июнь, 2006.
Фото из архива И. Галимьяновой.

Рис. 5. Ворота с геометрическим
орнаментом. Июль, 2022. Фото
Э. Ф. Рязановой.

Рис. 6. Ворота с кадрами из детского мульт-
фильма. Июль, 2022. Фото Э. Ф. Рязановой.

Рис. 7. Исмагил Галимьянов с другом на от-
дыхе у ворот. Январь, 2002. Фото из архива
И. Галимьянова.

Рис. 8. Современные ворота.
Июль, 2022. Фото Э. Ф. Рязановой.

Рис. 9. Ворота многодетной семьи.
Июль, 2022. Фото Э. Ф. Рязановой.